Ваш стиль юмора (2-ая часть)

Немного точечной агрессивности, дабы поставить пошлого «остряка» в должный угол. – Это вполне правомерно. Но ни в коем случае не стоит превращаться в животное. Элемент агрессии в шутке скорее должен намекнуть Вашему оппоненту на то, кто тут в гораздо большей мере Человек. На то, кто здесь homo sapiens, а кто просто homo.

 Следующий стиль характеризуют как «связующий юмор». Об искреннем стороннике этого направления можно говорить как о добродушном и милом человеке. Часто он – душа компании. Его жизнерадостность умиляет, способность к самоиронии располагает к себе. Он подмечает забавные вещи вокруг. Участвует в остроумном подшучивании. Поднимает настроение себе и собеседникам.

 Послание здесь такое: мы с Вами схожи, мы находим весёлое в одних и тех же вещах, и в этом мы едины. На память приходят «От улыбки станет день светлей…» Безобидные шутки могут быть либо в сильной степени приземлёнными и наивными (в хорошем смысле слов), либо достаточно абстрактными для того, чтобы не допустить вызывающего перехода на личности. Что бы там ни было, юмористы такого рода воспринимаются в целом положительно. В их дискурсе если и прослеживается элемент агрессии, то в виртуозно мягкой, завуалированной форме. Указывая на нечто смешное, они (с их изначальной «личностной нейтральностью») могут разрядить напряжение между двумя конфликтующими персонами. Как правило, соответствующим умением обладают культурные и образованные люди, могущие быстро соотносить в уме различные жизненные контексты, причём так, что озвучивание шутливых открытий становится понятно многим. В подобном духе склонны шутить многие дамы и феминистки. Впрочем, не только они. Это также касается коммуникаторов и ораторов всех мастей, заинтересованных в сплочении коллектива. «Связующий» стиль — самый «мягкий» и доброкачественный. Неудивительно, что он приветствуется там, где желательно упрочить социальные связи и дух товарищества.

 «Связующие» шутники представляют светлую сторону юмора. Но у обсуждаемого стиля временами обнаруживается и теневая сторона. Дело в том, что чувство общности и единения может выглядеть так, словно оно появляется и развивается на основе смешного, хотя основание в корне иное: например, что-либо из категории «дурно пахнущих» интересов. Или вообще, сказанное — полнейшая безвкусица, претендующая на смачный «отжиг» и могущая вызывать улыбку исключительно  у самозабвенно лижущих… Что? Ну конечно мороженое! Со странным названием «Салтыков-Щедрин», например.

 Далее выделяют стиль, сводимый к фразе «сделай мне больно». Английская литература в связи с ним даёт довольно прозрачные характеристики: «hate-me humor» и «self-defeating humor». То есть подразумевается объект отвращения (1-ый случай) и пагубность, гарантированность провала (2-ой случай). В обоих вариантах индивид предстаёт самым настоящим «стрельбищем» для шуток. И ладно бы – для себя. Нет: на развлечение и удовольствие другим, по сути, таким же «одарённым». Причём эти другие могут выстраивать отношения между собой фактически за счёт незадачливого юмориста. Если такое допускается, неизвестно, кто больший мазохист – согласившийся быть мишенью для дротиков сомнительной юмористической природы, или же те, кто такие дротики не без злорадства кидает. Ясно одно: предыдущий стиль «почище-с». Этот же – в основном инициируется людьми, стремящимися снискать расположение у не очень-то прихотливой, а зачастую и просто невежественной публики, предпочитающий не выставлять свои комплексы на показ.

 Группа самоуничижительных остряков (хотя остряков ли?) обычно представлена бесхитростными и легкоузнаваемыми клоунами, подтрунивающими над тем, какие они замечательно неказистые «шпалы и вешалки», «бочки и толстяки», «носатые», «плоские как доски» и пр. Здесь акцент делается на индивидуальные физические недостатки, компенсируемые самоиронией. А точнеё: ее гипертрофированной версией. Зарубежные авторы в качестве примера приводят  манеру Криса Фарли, известного по картинам, где ему доставались роли неудачливых, неуклюжих и придурковатых парней, у которых лучше всего в жизни получалось плотно покушать и попадать впросак феерическим образом. Это «изящное» амплуа блестяще раскрыто в фильме «Ниндзя из Беверли-Хиллз».

Продолжение: Ваш стиль юмора ч.3


Автор: Bill4iam