Ваш стиль юмора (1-ая часть)

Кто Вы? Шутник? Может, клоун? Или просто задира?

Давайте попробуем разобраться. Займёмся исследованием юмористической компоненты, абстрагируясь от других Ваших одарённостей.

Когда мы говорим о чувстве юмора, имеется в виду нечто подлинное и естественное. То, что свойственно от природы именно Вам. В чём Вы чувствуете часть самого себя, своё органичное продолжение. К чему есть достаточно укоренённые наклонности. Над чем не нужно напрягаться во время разговора с окружающими.

В самом деле, юмор – это не то, что выдавливается изнутри, но то, что Вы добровольно «излучаете». Не со скоростью света, конечно. Впрочем, и не с улиточным темпом. Речь идёт о специфике количественного аспекта. Иными словами, не стоит генерировать комизмы наподобие пулемётной очереди, но не следует и судорожно «караулить» подходящий случай. Хотя иногда одной только реплики хватает, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Правда, это — уже качественный аспект, и он коррелирует с проникновением в самую суть обстоятельств, располагающих к их беспроигрышной «комизации».

Представьте: вы попадает в яблочко. Взрыв смеха, одна волна, затем другая, у кого-то даже слёзы потекли… После чего другим, также претендующим на искромётность, нелегко повторить столь меткий «бросок», последовавший с Вашей стороны. То же относится к Вам: каждая последующая шутка может смотреться размытой тенью ранее озвученного или исполненного шедевра. В таком случае некоторые, дабы уклониться от «самопреодоления», предпочитают зарекомендовать себя в ином качестве: уже не в роли юмориста, а в роли, скажем, большего ценителя китайских чаёв или творчества Аниты Экберг, к примеру. Что ж, если это стремление не показное, но аутентичное, то всё верно делается. Смех – это, вне сомнения, жизненно важная вещь. Но есть вещи не менее важные и эффектные. Когда же одно, очевидно, позитивное, накладывается на другое, такое же по качеству, комбинируется с ним, эффект усиливается. И тогда впору рассуждать об эффективности.

Для того чтобы удачно шутить, следует себя хорошо знать. Зная себя, легче владеть ситуацией, легче в ней ориентироваться. К сожалению, далеко не каждый достаточно хорошо себя знает. Часто оказывается, что у шутящего человека нет сильной уверенности в том, что ему самому по вкусу сказанное им: оно (произнесённое) словно извиняется за свою — а значит и шутника – трафаретность, натужность и плоскость. Такое случается, когда некто машинально перенимает черты своего комического кумира, не помышляя о самоличном расширении пределов познания комических феноменов. Станет прав тот, кто назовёт это упущением. Будет проницателен тот, кто подобное недоразумение попытается исправить. Поможем ему? Дадим подсказку?

Начать с ознакомления с юмористическими стилями. Здесь — место важному отступлению. Некоторые вместо слова «стиль» употребляют «модель». Это не совсем корректно. Особенно в тех случаях, когда ставится задача найти настоящего себя. Найти самоё себя за бесчисленным множеством поведенческих паттернов и наслоений, предлагаемых нам массовой и поп-культурой. «Одномерный человек» не может выработать собственный стиль. Модель же вырабатывать не приходится. Она даётся в готовом виде, она всегда что-то искусственное. Поэтому всё то, что описано ниже, в том случае модель, если кто-то вознамерится реализовать её как таковую на практике.

Первый стиль условно называют «усмиряющим юмором». Надо сказать, данный тип не лишён агрессивного начала. Он используется, когда назревает необходимость справедливой критики кого-либо или чего-либо. Как? — Посредством сарказма, насмешек, поддразниваний и передразниваний. Американские исследователи в качестве примера приводят обозревателя Ann Coulter и её манеру комментировать (по радио, TV, на публичных мероприятиях…) политические и социальные события в США. В повседневности подобный стиль, хотя иногда необходим, но в основном воздействует на объект далеко не в радость последнему. Более того, частенько вроде бы «усмиряющая» установка подменяется откровенно принижающей.

Так, если Вы взяли в привычку рассказывать своим друзьям историю, чей главный персонаж — другой Ваш друг, причём выставленный в неадекватном свете, следует задаться вопросом: зачем Вы это делаете? Хочется по справедливости усмирить? Или что-то иное? Например, незаслуженно унизить? В любом случае грань тонкая: можно оступиться и очутиться вне сферы юмора как такового. Стоит понимать, что за дискуссией может последовать ирония, за иронией – сарказм, за сарказмом — полемика. (Любопытно, что с греческого полемика переводится как «вражда».) Иногда за подобными «цепными реакциями» вполне прослеживается рельефная цель: сформировать неприятный облик выбранного субъекта, на фоне которого рассказчик будет смотреться неотразимо.

«Усмиряющий юмор» часто носит манипулятивный характер, апеллирует к эмоциональной сфере человеческой психики, провоцирует на грубость. При этом шутящий в щекотливый момент способен дать задний ход, а именно: отшутиться, свести сказанное к простому, безобидному ребячеству, намекнуть, что у кое-кого из присутствующих, по меньшей мере, странное чувство юмора. Таким образом, шутник стремится избежать ответственности за полушутливую, полуагрессивную шпильку, которая уже сделала своё дело – задела за живое. Исследователь Род Мартин (the University of Western Ontario) пришёл к такому выводу: те, кто полагается на подобный стиль, являются менее уравновешенными личностями, чем действующие в ином ключе. Кроме того, «усмирители», бывает, грешат тем, что переносят свою методику в область личных взаимоотношений. И, как следствие, наживают себе проблем, которых можно было бы избежать.

Продолжение: Ваш стиль юмора (2-ая часть)


Автор: Bill4iam