История Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы

Троица — один из самых красивых и любимых верующими церковных праздников. Ведь он символизирует начало лета, которое чувствуется во всём: в сочной траве, в нежно-зеленом цвете листвы, в аромате распускающихся цветов. Второе название праздника – «Пятидесятница» — связано с тем, что его отмечают не в конкретный день, а по истечении 50 дней после Пасхи.

Как говорит Библия, на 50-й день после Воскресения Господня народ широко праздновал Пятидесятницу. Среди массово отмечающих не было только матери Спасителя и его учеников – их принимал в своем доме один из жителей Иерусалима. Кем он был по роду занятий и как его звали, история умалчивает. Ровно в три часа пополудни в доме, где находились Мария и апостолы, вдруг раздался странный шум, напоминавший посвист ветра. Затем присутствовавших в комнате людей озарили языки пламени, которые поочередно освещали каждого из учеников Христа. Во время этого события каждый из апостолов был осенен Святым Духом, и на него снизошла благодать Божия. Таким образом, в день Пятидесятницы верующие славят не только Святую Троицу, но и отдельно Пресвятого Духа, ознаменовавшего вечный завет Господа нашего и человека.

На Руси Троицу начали отмечать не сразу после всеобщего крещения, а лишь спустя три века. Эту традицию ввел Сергий Радонежский. Троица – один из религиозных праздников, в котором христианские обычаи очень тесно переплелись с языческими. Ведь наши далекие предки, еще не знавшие учения Христа, тоже обращались к духам и наделяли живой душой, казалось бы, «бесчувственные» предметы: деревья, травы и цветы. Уже после введения христианства славяне продолжали чтить старые традиции, идущие от народного праздника – Семика. Девушки водили хороводы вокруг березок, семьи украшали свои жилища цветами и травами. В разных местностях символами праздника считались разные деревья: где-то им была береза, в других областях уважали дуб. Во многих землях воспевали также рябину и клен.

За несколько дней до Троицы наши предки старались выбраться, как бы мы сказали сегодня, «на пикник». Они приходили в лес с заранее заготовленной едой, находили удобное место для отдыха, расставляли кушанья на расстеленной скатерти и угощались, запивая праздничный обед пивом или вином. Уходя, молодые люди повязывали на выбранное ими дерево венки из свежих трав и цветов. В День Святой Троицы они возвращались на то же место, снимали и развивали венки. А заодно гадали на них. Если цветам удалось сохранить свежесть, это сулило хорошее будущее. А вот влюбленные пары, чьи венки успевали увянуть и засохнуть, печалились, так как это было плохим предзнаменованием для их отношений. Именно на Троицу гадали на судьбу и незамужние девушки: они сплетали венки и отправляли их в плавание по местным речкам.

В день после Пятидесятницы прихожане собирались в храмах, чтобы отстоять службу во славу Святого Духа. Настроение наступившего лета чувствовалось и в церквах: священники облачались в зеленые одежды, храмы украшались свежей зеленью, а сами речи торжественной службы звучали приподнято и светло.


Автор: Bill4iam