Социальная составляющая юмора

Неизвестно, каким бы был человек, если бы ему не было знакомо чувство юмора. Но без смеха, улыбок, спонтанных шуток, забав, развлечений и игры, не-отделимых от столь замечательного явления, трудно вообразить полноценное развитие не только индивида, но и социума. Поэтому полезно правильно понимать юмор, но для начала его нужно осмыслить, принимая к сведению, что аналитическое вмешательство в столь тонкую сферу не должно расхолаживать её тайну и эмоциональную притягательность, но должно совершенствовать наше представление о его ценности. Последнее справедливо для переходных моментов в развитии общества: он способен сглаживать углы самых разных противоречий (социальных, психологических, политических…).

У юмора, как и у многих феноменов культуры, есть не только положительная, но и обратная ей сторона: с одной стороны он может отражать коммуникабельность, доверие, дружелюбие, с другой – агрессивные моменты.

Более того, между этими крайностями существует множество контрастных оттенков. Юмор по природе своей плюралистичен, то есть имеет множество вариаций и воплощений: курьёзы, комизмы, каламбуры, иронии, анекдоты, прибаутки, причуды, подшучивания и др. Он  изменяется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре. Он бывает примитивным и интеллектуальным, светлым и чёрным. Иногда выставляет не в лучшем виде, а временами — позволяет изящно выйти из «неуклюжего» положения. Юмор проявляется во многих и, вероятнее всего, неравноценных формах. Современный его вариант (западный ли, российский ли) динамичен из-за динамичности самой культуры, составной частью которой он является. Примечательная особенность – его способность служить индикатором социальной атмосферы, сообщать о системах взглядов и представлений, доминирующих в обществе.

Так, миниатюры одного комика могут быть смешными для своего време-ни, но они теряют свою силу при помещении в контекст текущей современности. Популярные миниатюры сегодняшних комиков не застрахованы от завтрашней непопулярности. Что бы там ни было, большинство прошлых и настоящих комиков старается что-то донести до человека, если они по-настоящему ценят то, чем занимаются. Они – представители одного и того же социального феномена, адекватнее всего измеряемого, вероятно, лишь улыбками, смехом, а бывает — и аплодисментами. Во многом ради этого различные любители юмора создают сообщества, объединения, клубы. При этом ими порой утверждается преимущество своей юмористической направленности, а временами – противопоставление себя в качестве альтернативы другим юмористическим «союзам». Таким образом, юмор подпитывает процессы коммуникации между людьми, налаживает социальную связь. Более того, он ищет широкого общественного признания, завоёвывает место на телевидении, радио, журналах, газетах  и т.д. Значимость эмоционального состояния, вызываемого юмором (то есть юмора как такового) можно измерить и рыночной «шкалой»: огромные вливания делаются в индустрию юмора.

Достижения социальной психологии уверенно убеждают, что неспособность воспринимать юмор, равно как и неумение его «продуцировать» (быть воспринимаемым в качестве человека, не лишенного чувства юмора) чревата трудностями в социальной адаптации. Таким образом, юмор выполняет необычайно полезную для человечества функцию – социализацию индивида. Иными словами, помогает человеку гармонично вписаться в рамки действительности, общей некоторому множеству людей, объединённых знанием определённого языка. Повидимому, это означает, что юмор также обладает интегрирующей функцией, то есть объединяет людей.

В самом деле, улыбка – свидетельство существования юмора, постоянное напоминание о нём. Но если в нашей будничной жизни улыбки мимолётны, то это вовсе не обосновывает мимолётности, эфемерности юмора. Мы не знаем, чем были заняты мысли Лизы дель Джокондо, но даже её полуулыбки хватает для осознания того, что знаменитая картина Леонардо, возможно, не так бы волновала зрителя, если бы не тонкость смешной, юмористической ситуации, которая наверняка имела место, но осталась «за кадром». Мы не знаем, в чём магнетизм улыбки Гагарина, но ёё «космос» не менее искренен, чем произошедшее в 1961 году. Очевидно, что юмор навеки вплетён в человеческую культуру, он – её компонент, парадоксальным образом умеющий напоминать о действительно серьёзных вещах, более того, нередко обладающий созидательным потенциалом. Юмор жил, живёт и будет жив…

P.S. «Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»


Автор: Bill4iam