Реклама: от папируса до ролика

Обращение к рекламе — вполне естественное для человека побуждение. Возьмем хотя бы такой рядовой случай, как пропажа ценной вещи. Городской житель, потеряв на улице что-то важное, обратится в газету с просьбой опубликовать объявление или, в крайнем случае, сам расклеит его на столбах. При этом он вряд ли знает, что «предки» таких объявлений появились тысячи лет назад — еще в Древнем Египте. Археологи обнаружили несколько папирусов, написанных от имени рабовладельцев — с информацией о побеге рабов и обещаниями вознаграждения за их поимку. Так вот откуда ты есть пошла, современная реклама…

Предками рекламы из громкоговорителей и радиороликов по праву могут считаться глашатаи. Еще в средние века по городам Европы ходили специально обученные люди с крепкими голосовыми связками. Они рассказывали народу последние новости, передавали распоряжения властей, предупреждали о возможных опасностях (например, о наступающей эпидемии). Расчетливые и предприимчивые владельцы трактиров быстро поняли, что с этими вестниками выгодно дружить. И время от времени угощали слуг государевых бесплатной выпивкой, чтобы они за важными официальными сообщениями не забыли упомянуть на людях и такое-то питейное заведение.

С введением книгопечатания подверглась изменениям и реклама. Первые издатели заметили, что в выпускаемых ими книгах остаются небольшие пустоты. Чтобы место не пропадало зря, его стали заполнять перечислением книг, готовящихся к изданию в будущем. Так возникла одна из ранних форм печатной рекламы. Позднее на пустых страницах стала появляться реклама, которая уже не имела отношения к книгопечатанию. Это могла быть, к примеру, информация о продуктах, напитках.

Но еще более расширились возможности рекламы с развитием газетной индустрии. В первых объявлениях торговцы просто извещали читателей о новых поступлениях и почти не уделяли внимание описаниям товаров и цен. Просто в то время еще наблюдался дефицит товаров и у потребителей не было больших возможностей для выбора. В наши дни такая реклама могла бы показаться примитивной, но она, по сути, играла такую же роль, какую сейчас выполняют притягательные тексты и ролики. Реклама в газетах позволяла обращаться к большой аудитории и делать это периодически, постоянно напоминая о себе. Такого эффекта средневековый зазывала с площади добиться уже не смог бы.

Во второй половине 19-го и первые годы 20-го, когда пресса, за исключением политических изданий, не особо контролировалась властями, реклама умело пользовалась ситуацией. Рекламодатели могли до невероятных размеров преувеличивать достоинства своих товаров, раздавать обещания, которые и не собирались выполнять. В это время содержание объявлений ограничивалось только фантазией авторов и степенью доверчивости читателей. Проверить публикуемые данные было трудно — из-за отсутствия правил рекламной деятельности.

В настоящее время в США и странах Западной Европы существует так называемый комитет рекламных стандартов, в который поступают сведения обо всех сомнительных рекламных сообщениях. Ужесточились требования к рекламе и в России. Например, был введен «потолок», ограничивающий, сколько времени в эфире от общего хронометража и места в газете от общего количества полос должны занимать объявления коммерческого характера.


Автор: Bill4iam