Медовый Спас

Медовый Спас приходится в церковных календарях на 14 августа. Верующие отмечают этот праздник раньше Яблочного и Хлебного Спаса, поэтому именуют его Первым. Есть у Медового Спаса и другие, народные, названия – Маковый, Мокрый и Спас на воде.

По христианской вере, все три Спаса посвящены нашему Спасителю – Иисусу Христу, — но каждый связан с определенным событием из его земной или неземной жизни. Медовый Спас напоминает о вынесении Животворящего Креста Господня. В конце позапрошлого столетия в Византии появилась традиция брать из царской сокровищницы крест и проносить его по улицам, освящая их и защищая горожан от болезней и прочих напастей. На Руси на медовый Спас чествовали не только Иисуса Христа, но и князя Владимира Красное Солнышко, принесшего славянским племенам христианство.

Название «Медовый» Спас получил потому, что именно в этот день соты до отказа наполняются медом, пчелы перестают трудиться и пчеловоды приступают к сбору «урожая». Свежий мед освящают и ставят на праздничные столы. На основе меда делают десерты – например, пряники и ковриги. Медовой патокой покрывают орехи. Первый мед используют не только как лакомство, но и в лечебных целях: считается, что именно первый освященный сбор обладает целебными свойствами и способен избавлять от недугов.

В этот же день у наших предков было принято собирать ягоды черемухи, малины и мак. Хозяюшки пекли так называемые «мачники» — пирожки, булочки и пряники с маком. Им посыпали даже блины, а во время трапезы не забывали макать их в смесь из меда и мака, называвшуюся маковым молочком. А вот мяса и другой скоромной пищи на столах в этот день не было, ведь шел Успенский пост. Мак использовался не только в кулинарии, но и в обрядах: с помощью него люди пытались отвратить от жилья злые силы и избежать козней ведьм.

Спасом на воде этот праздник называется потому, что в Медовый Спас, как, впрочем, и в Хлебный, было принято чистить колодцы и освящать в них воду. Служители церкви обязательно освящали и местные водоемы. А после крестного хода народ дружно шел купаться: для пользы здоровью и для очищения от грехов. Процедура всеобщего купания подарила Спасу еще одно прозвище – Мокрый. После праздника купание прекращалось, так как вода начинала активно цвести.

С Первого Спаса осень начинала понемногу вступать в свои права: птицы замолкали и готовились к зимовке или путешествию в теплые края, розы теряли свое великолепное убранство, а у людей оставалось все меньше времени, чтобы закончить работы в поле. Сенокос и жатва достигали апогея. От погоды в этот день можно было ожидать чего угодно: и солнца, и ветра, и дождя. Так что «разнопогодье» на Медовый Спас считалось явлением вполне обычным.


Автор: Bill4iam