Вьетнамский кукольный театр на воде

Во Вьетнаме сформировалось несколько видов самобытного искусства. Песни крестьян, трудившихся на полях, сегодня исполняют фольклорные группы. В городе Бакнинь исполнители песен имитируют диалог мужчины и женщины с множеством ответов и вопросов, но самым оригинальным и уникальным жанром вьетнамского искусства считается театр кукол на воде.

Кукольный водный театр во Вьетнаме неразрывно связан с бытом вьетнамских крестьян. Данный театральный жанр возник более 1000 лет назад в одной из деревень, расположенной в низовьях Красной реки рядом с Ханоем. Крестьяне изготавливали кукол для собственных развлечений в период затопления рисовых полей дождевой водой. Первоначально в качестве кукол использовали огородные чучела, позднее их стали вырезать из фигового дерева, не тонущего в воде. Сценами для представлений служили пруды, озера или затопленные рисовые поля. Куклы изображают реалистичные образы животных и крестьян или священных персонажей вьетнамской мифологии — драконов, фениксов и единорогов. Дракон – символ мудрости, черепаха олицетворяет долголетие, единорог – силу разума и тела, а феникс – жизненную энергию. Все качества этих персонажей продемонстрированы в кукольном спектакле.

Упоминания о кукольном театре на воде встречаются в работах древних учёных. Нгуен Конг Бат и Фан Чыонг Нгуен в своих трудах сообщают, что в эпоху правления династий Ли и Чан (1010-1400 год ) кукольный водный театр, бывший ранее крестьянской забавой, получил статус официального развлечения при дворе. До 1960-х гг. куклы на воде были известны лишь в Северном Вьетнаме, но после основания Муниципального кукольного театра интерес к этому виду искусства возрос. Первое представление театральной труппы состоялось в Ханое, на берегу Хоан Кием (озера Возвращенного меча), до сих пор здесь проходят вечерние спектакли. В 1984 г. театральный коллектив из 15 вьетнамских кукловодов объехал Германию, Францию, Италию, Нидерланды. Во всех странах кукольный театр на воде пользовался успехом, вызывая восхищение зрителей. Журналисты отмечали, что спектакль с куклами на воде – это дань незаслуженно забытому культурному наследию Вьетнама.

Кукол придумывают под руководством одного из членов театрального коллектива в поселке под Ханоем. При постоянном использовании кукла через 3-4 месяца приходит в негодность, поэтому кукольное производство никогда не приостанавливается. В спектакле участвуют 11 кукловодов, каждый из них из них обучается минимум 3 года. Над поверхностью водоема воздвигают декорации в виде общинного поселения. Весь вечер кукловоды, скрытые за зелеными бамбуковыми ширмами, стоят по пояс в воде. Куклы прикреплены к длинным бамбуковым шестам и управляются с помощью веревок, но в темноте кажется, что куклы оживают и самостоятельно передвигаются по воде. Представление проходит под аккомпанемент народной музыки и барабанной дроби.

Вечерний спектакль состоит из 17 коротких законченных историй, демонстрирующих быт крестьян («Дрессировка уток» и «Ловля лис»), исторические события («Король Ле Лой на лодке»), вьетнамские мифы («Танец феникса») и культовые обряды («Праздник урожая»). Самая зрелищная сценка — это «Танец дракона». В лучах заходящего солнца меркнет свет, и как только музыканты начинают исполнять последнюю из 3-х вступительных композиций, пара драконов неожиданно выпрыгивает из спокойной воды и сражается друг с другом, разбрызгивая воду во все стороны. Зрители из первых рядов театра должны быть готовы к тому, что их одежда намокнет. Вдруг сражающиеся драконы внезапно и тихо скрываются под водой. Через несколько секунд они вновь появляются, брызгая пузырьками золотистого цвета и выпуская дым из пастей. Этот эффектный момент создаёт неповторимую сказочную атмосферу.

Отличительными особенностями водного кукольного театра являются разнообразные монологи. Главный персонаж театра – кукольный мальчик Тэу. Он сильный, умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный. Тэу одновременно выступает заводилой игр, балагуром, отличным рассказчиком и острым критиком. Он высмеивает злых героев и прославляет доброту, напоминает зрителям о простых истинах. Каждое представление кукольного театра на воде начинается с появления Тэу в набедренной повязке. Мальчик приветствует зрителей: «Здравствуйте всем! Мне, наверное, нет нужды представляться?!».

Кукольный театр на воде – традиционная форма вьетнамского искусства, широко представленная по всей стране. Для каждого района характерна уникальная театральная методика с секретами и трюками. Например, мастера в поселке Даотхук так ловко управляют куклами, что они катаются на качелях, прямо из водной глади запрыгивают на спину игрушечного буйвола. Выступления кукольного водного театра завоёвывает всё большую популярность среди иностранных туристов. Бесспорно, вьетнамские кукловоды владеют уникальной техникой изображения окружающего мира.


Автор: Bill4iam