Юмор, как личностное знание

В настоящее время хорошее чувство юмора не только востребовано в окружении адекватных людей, но и способно явить им искромётный «message» индивидуальности. Или, напротив, показать, что тебе есть над чем поработать. Впрочем, индивидуальность – не самое удачное слово. Оно пообтёрто, затаскано, заклишировано. На нём слой пыли, у некоторых психологов оно вызывает аллергию и воздушно-капиллярное «Апчхи!» Мы употребили лексему «индивидуальность» с тем, чтобы проблематизировать и его смысл, и употребление в связи с юмором.

Немного теории: Индивидуальность, индивид – это нечто безличное. Тогда как юмор (во всяком случае, аутентичный, настоящий юмор) всегда носит личностный характер. В этой связи полезно обратиться к понятию «личностное (неявное) знание» (М. Полани), обозначающее знание, которое не возможно с лёгкостью передать другим. «We can know more than we can tell», — писал М. Полани, и был прав.

Личностное знание рассматривается не как застывшая форма, а скорее как динамичный процесс, которому не чужды элементы импровизации, инсайта. Личностное знание требует обратной связи: не только толковых учителей, но и толковых учеников. Учеников с горящими глазами, склонных не к заучиванию дежурных паттернов, а к самостоятельному конструированию смыслов. Английский философ М. Полани использовал концепт «личностное знание» применительно к знанию научному. Вместе с тем  понятие «личностное знание» правомерно и для юмористического знания. А как на счёт индивидуального знания? Вернее возможности толковать юмор как такое знание? Давайте посмотрим.

Если «индивид» — категория биологическая, под которую могут попадать, помимо человека, животные, растения и др., то личность, в сущности, всегда несёт в себе социокультурные нормы, правила и идеалы, меняющиеся от эпохи к эпохе (в том числе от прогрессивной эпохи к регрессивной, и наоборот). Иными словами, яркой, позитивной и зрелой личности имманентно колоритное чувство юмора. — Вряд ли кто сможет убедительно опровергнуть этот тезис. Другое дело, — что «колоритность» чувства юмора – понятие растяжимое, относительное. Приведём пример (и хотя он не из области юмора, но суть та же): кто станет оспаривать, что Гитлер был неколоритен? Однако эта его колоритность была, мягко говоря, тёмной, отталкивающей, омерзительной.

Сознательно или бессознательно, но мы тянемся к человеку с позитивным чувством юмора: с таким человеком нам хорошо, приятно и… прочие психоэмоциональные вкусняшки. А если мы осознаём, что таким человеком являемся для кого-то мы сами, можно и замурлыкать от удовольствия. Потому что чувство юмора, подобно интеллекту и интуиции (художественной, психологической, научной…) — вещь, вполне развиваемая. В том числе за счёт постоянной работы: не важно, смотрите ли вы с карандашом в руках «Монти Пайтон», читаете ли «12 стульев» Ильфа и Петрова и запоминаете «крылатые слова» великого комбинатора, удачно ли шутите в кругу друзей или пытаетесь так шутить. Знаменитая таблица приснилась не менее знаменитому Менделееву не с бухты-барахты, вопреки любителям чуда: он постоянно оттачивал своё научное мышление, был самокритичен, много работал, стремился к высоким целям.

Поэтому немаловажным является расширять свой юмористический кругозор, интересоваться прошлым, настоящим и будущим юмора, уделять внимание не только его практической, но и теоретической стороне. Так вы «убиваете» несколько зайцев одновременно: интеллект, эрудиция, чувство юмора. Заманчиво? Тогда действуем!


Автор: Bill4iam