Почему юмор и его будущее зависит от нас? (2-ая ч.)

В связи с юмором такие альтернативы характеризуются различными эпитетами: «светлый», «умный», «тонкий», «искрометный»… Вместе с тем, существуют нелепые, плоские, пошлые и тому подобные шутки, вряд ли выражающие позитивную одаренность личности. Таким образом, юмор варьируется от некачественного до качественного. Разумеется, между данными фундаментальными признаками располагается множество оттенков и полутонов. Дело, однако, не в этом. А в том, почему один шутит блестяще, а другой… лучше бы не шутил впредь. Культура юмора различается от человека к человеку. Впрочем, она является частью более широкого контекста: культуры человека в целом. То есть чем вы богаче и искушеннее в культурном отношении, тем разнообразнее и изящнее ваши юмористические умения. Прелесть состоит в том, что индивидуальную культуру можно развивать. Впрочем, и деградацию никто не отменял. Кроме того, культура не сводима к индивидуальной. Бытует множество не только юмористических измерений, но и культурных. Так, существует массовая культура.

В виду того, что юмор по природе своей вариативен, в массовой культуре он проявляется неодинаково. Телевидение, один из проводников такой культуры, предлагает нам разнообразную продукцию, претендующую на юмористический статус. Мы в состоянии оценивать и сравнивать предлагаемое, просто переключая каналы. Какие выводы можно сделать?

Пользующиеся спросом развлекательные передачи охотно принимаются многими. Многими, но не всеми. Потому что общество неоднородно в силу разных причин: экономических, политических, мировоззренческих… Поскольку всем угодить нереально, расчет делается на конкретику. Таким образом, производство юмора «подгоняется» под конкретные социальные классы и слои, профессиональные и возрастные группы (дети и отроки; молодые, зрелые и пожилые люди). К каждой востребованной юмористической  передаче «прикреплена» аудитория, чьи представители сходны в той мере, в какой предпочитают эту программу – другой, также притязающей на роль смешной.

Нередко отдельно взятая развлекательная передача адресована тем, кто разделяет значимый для них социальный признак. Тем, кто привык вступать в привычные межличностные отношения. Что в таком случае принимается во внимание юмористами-телевизионщиками? — Привычный, заурядный ход вещей представителей той или иной целевой группы. Бывает, юмористы разыгрывают вполне прозаичные эпизоды из жизни, «до боли» знакомые всем нам. И они бы не были юмористами, если бы не одно маленькое «но»: должна быть изюминка, «special appeal». Что именно? — Логический сбой, несовместимость того, что вроде бы должно быть, с тем, что реально есть. Есть здесь и сейчас: на телеэкране или сцене.

В связи с этим можно обратиться к сюжетам скетч-сериала «Наша Russia». Удачные комизмы здесь самые разные. Прежде чем увидеть гомосексуальные акции челябинского фрезеровщика, зритель слышит присказку о колоритной суровости мужского пола: «челябинские мужчины настолько суровы, что…» Так черты, традиционно ассоциируемые с маскулинностью, мужественностью, вступают в противоречие с сексуальной ориентацией Ивана Дулина. Его внешность (рабочий комбинезон) усиливает комичный эффект. «Суровая» и «железная» атмосфера завода тоже играет заметную роль.

Вместе с тем, каждый воспринимает юмор по-разному. Кто-то прекрасно понимает истинную подоплеку сюжетов про Гену и Вована из Тагила (из вышеупомянутого сериала). Однако для кого-то Гена и Вован – веселые парни без комплексов и чуть ли не образцы для подражания. Все это говорит о том, что юмор не прост, что он многолик и не поддается однозначной оценке.

Что бы там ни было, зачастую он выступает в роли лакмусовой бумажки, говорящей о нас гораздо больше, чем мы можем думать. Временами шутки гравитационно притягательны, а порой «анекдот» – это приговор «шутнику», коммуникативная «могила». К сожалению, не всякий это осознает. Между тем, многое в жизни зависит от нашей осознанности происходящего. И не только в статусе производителей юмора. Но и потребителей. Ведь кто-то из нас имеет обыкновение проводить время за просмотром комедийной передачи. Поскольку производитель нередко подстраивается под вкусы потенциального покупателя (справедливо и обратное: когда потребителю навязывают предпочтения), постольку тот юмор наиболее популярен в обществе, который соответствует запросам массового сознания. Какая экология – такое и здоровье. Поэтому возникают два детских вопроса.

 Будем рубить лес?

 Или сажать деревья?


Автор: Bill4iam