Хлебный Спас

Третий, или Хлебный, Спас отмечается 16 августа по старому стилю и 29-го – по новому. Именно в этот день из Едессы в Константинополь был доставлен Нерукотворный образ Спасителя. Хлебный Спас называется также ореховым или орешным, потому что к этому времени как раз поспевает лещина (лесной орех), а значит, ее можно собирать и заготавливать. Если леса богаты на орехи, следующее лето, по примете, будет урожайным.

Торговцы и покупатели называли Третий Спас не иначе как Холщовым, Спасом на Полотне или Спасом на Холстах, потому что в этот день традиционно продавались ткани. Перед торговлей проводился обязательный молебен, чтобы сделки были выгодны всем и заключались тихо-мирно. А земледельцы называли Хлебный Спас Посевами или Досевками, потому что с этого времени начинался засев озимых.

Третий Спас – своеобразное прощание с летом и подготовка к осени. Праздновать его широко и весело было не принято: люди торопились завершить работы в поле перед затяжными дождями. Народ обычно собирался на церковный молебен, а затем участвовал в крестном ходе на поля. Последние колосья приберегали для особого обряда: ими обвязывали натрудившиеся за время жатвы серпы, а потом оставляли орудия труда под иконами и убирали только перед новым праздником.

На Хлебный Спас наши далекие и не очень далекие предки не забывали посмотреть на небо. Если журавли покидали насиженные гнезда уже в это время, первых морозов следовало ожидать к Покрову. А вот «прогнозам» ласточек, отлетавшим в теплые страны на протяжении всех трех Спасов, особенно не верили.

Хлебный Спас связан с таким обрядом, как освящение и очищение воды. Если в деревне вырывали новый колодец, обязательно приглашали батюшку. А старые колодцы обходили вокруг, словно пытаясь «запереть» теплое время года. Про Третий спас говорили, что он «хлеба припас», и пекли пироги из новой и обязательно освященной муки. В этот день люди благодарили Бога за «хлеб», то есть за урожай, который он им послал, и собирались на семейные трапезы. Кроме мучного на столах стояли и мясные кушанья: Успенский пост как раз заканчивался, и верующие уже могли позволить себе разговеться.

В церковном календаре в этот день чествуют мученика Диомида, известного уникальными целительскими способностями. Будущие мамы просят святого помочь благополучно разрешиться от бремени, кормящие – о том, чтобы не кончалось молоко, а замужние женщины надеются, что Диомид поможет им избежать семейных неурядиц.


Автор: Bill4iam