История этикетной культуры

Своеобразным этикетным пособием для желающих совершенствовать себя и свою духовную ипостась являются ветхозаветные Притчи Соломоновы. Они были составлены в форме наставлений будущему сыну. Страна, где ритуализация поведения была развита с древних времён, — это Китай. Сохранились афоризмы и наставления Конфуция сыну. В них философ убеждает сына читать Свод народных песен и древних гимнов («Ши цзин» — Книгу песен). Отбор песен был сделан самим мыслителем в соответствии  с принятыми ритуальными правилами «ли» и должными правилами «и». Ритмичность, музыкальность, поэтичность Книги песен воспитывали вкус и нрав молодых китайцев, приобщая их к обрядам и ритуалам императорского двора, к семейному этикету в домах богатых людей. Свод ритуальных песен актуален в Китае и сегодня.

Япония подарила миру этикетную эпоху Хэйян (IX-XII вв.). Многое японцы заимствовали у китайцев (управленческую, поведенческую, ритуальную, этикетную культуры). Мальчики из богатых семей изучали в древней Японии китайский язык, девочкам это запрещалось, однако многие представительницы японской аристократии Средневековья овладевали китайской грамотой на высоком уровне. Эпоха Согласия и Покоя в центр своей культуры поместила любование красотой, утверждение её значимости, неуловимости,  краткотечности жизни с её загадкой и тайной, запечатлеваемую обычаем или церемонией — любование цветением сакуры, луной, горой Фудзи и т.д. Женщина играла в этой культуре значи­тельную роль, но в общественную жизнь не «впускалась*. В ней ценились внешняя церемонность. умение сохранять привязанность мужа, писать письма, стихи.

Родиной европейского этикета считается Италия. В XIV веке происходит облагораживание нравов в этой стране с помощью изящных искусств, образованности, моды и собственно этикета. В XIII и XIV веках появились Поучение сыну заточника в Бари. Совет отца своему сыну и Поучение дочерям, в XV в. — Рассуждение об управлении семьёй Пандольфини. Из Италии этикет проник в другие европейские страны. Франция (Парижский хозяин), Англия (Маркиз Галифакс и Артур Честерфильд), Швейцария (Ф. Вейсс), Германия (А. фон Книгге) и позднее Россия стали устанавливать свой этикет как в семье, так и в обществе. В европейской рыцарской культуре ценилась родословная по отцовской линии (линеаж), а также доблесть, щедрость, верность и физическая сила. Возник обычай служения Прекрасной Даме, замужней и знатной. Появились трубадуры, труверы (южная Франция) и миннезингеры (Германия), которые воспевали женскую красоту, добродетель, супружескую верность. Рыцари назвали себя «цветом мира». Так возникла куртуазия,  от фр. courtois — учтивый. Наиболее интересным памятником европейской культуры XVII века может быть назван «Карманный оракул, или Наука благоразумия» испанского философа-моралиста Бал-тазара Грасиана. Грасиан трактует 20 главных качеств достойной личности: самообладание, проницательность, великую волю, возвышенный вкус, скрытность, умение строить отбор лучшего, соблюдать законы благоразумия и др. Его наставления вошли во французские и другие европейские школы воспитания.

У восточных славян имели значение Поучения Ярослава Мудрого сыновьям, потом — «детище попа Сильверста» — Домострой, настоящее уложение семейного стиля жизни.

Ha формы семейного и индивидуального поведения оказал влияние образ жизни социальных групп. И в деревнях, и в городах трудовой люд начинал свой день с восходом солнца и завершал его с наступлением сумерек. Простой человек твёрдо знал: еду на сегодня надо заслужить. Только обед и ужин проходили торжественно. Ели много, с аппетитом, с сознанием права на заработанный кусок хлеба. Вели себя люди за столом пристойно, уважая саму пищу и затраченный на её приготовление труд хозяйки.

В Российской империи XIX -начала XX века дворянское общество увле­калось парижским этикетом, который популяризировался в семьях. Осо­бым успехом пользовались переведённые го «Правила светского обхождения. О вежливости. Полная карманная книжка, содержащая пра­вила, наставления, применения, и примеры, как представить себя в обществе, и как обращаться в нём». Появились свои денди и кокетки, которые назывались «петиметрами» и «модницами». Во второй половине XIX века стали цениться безупречно воспитанные молодые люди, образованные, с хорошим вкусом, знающие жизнь, светские манеры и тонкость обхождения. Окончательно утвердились нормы и правила поведения, появились наставления, написанные отечественными авторами для молодых людей, с которыми дети и подростки знакомились в семьях и учебных заведениях. Аристократия вырабатывала у себя регламен­тированную, эстетически оформленную систему этикета. Образом жизни значительной части светского общества было интенсивное общение на балах и приёмах, визитах и светских раутах, обедах и собраниях. Семейный быт отличался патриархальностью, добродушием, но отсутствие сдерживающего и облагораживающего влияния образования вело к тому, что даже люди добрые, снисходительные и справедливые, не умея владеть своими страстями и не считая это необходимым, в пылу раздражения проявляли себя «настоящими дикарями».

Как показывает мировая история, были различные установления ри­туального и традиционного поведения для государей и монашествующего люда, но большинство этикетных правил было посвящено подготовке молодого поколения к жизни: Притчи Соломоновы — будущему сыну, Поучения Ярослава Мудрого — сыновьям, наставления Маркиза Галифакса — дочери, Артура Честерфильда — сыну и т.д.

Семья является самой активной средой формирования у подростков основ благоразумия — культуры этикета. Она есть маленькое государство в государстве. Здесь царят законы и правила, выработанные опытом многих поколений. Семейный быт и его этикет могут включать в себя социальную сущность, а могут представлять собой особый феномен, как это отражено во многих произведениях классической литературы. Культура быта обладает глубокой преемственностью и подражательностью. От старшего к младшему передаются особенности национального нрава и характера, жажда познать прекрасное в жизни, стремление к упорядоченности быта.

Одним из условий успешности во всём является упорядоченный ритм бытия (семейного, школьного, трудового). Нарушение ритма, перебои в нём приводят к разладу и конфронтации в людских отношениях. Ритмичности и слаженности надо учиться так же, как надо учиться любому искусству в жизни: учиться ценить время (своё и чужое); проявлять благорасположенность к окружающим; считаться с теми, кто в данный момент занят делом, работой; учиться испытывать чувство благодарности и выражать его людям, заслуживающим этого, оказывающим помощь или поддержку; учиться быть экономным в движениях, соблюдать меру во всём, добиваться в общении с людьми достижения «золотой середины». В семье можно научиться уважать себя, не впадая в самодовольство, уважать других людей, не унижаясь перед ними и не своевольничая там, где это неуместно. Одна из главных привлекательных черт любого человека — вежливость, и хотя в семье отношения более свободные, именно в ней учатся вежливости и любезности при встрече с гостями и соседями, родственниками и знакомыми. Отсутствие этих позитивных качеств в характере подрастающего человека обыкновенно порождается эгоизмом, отсутствием самоуважения, этикетной неграмотностью, под­ражанием худшему.

С течением времени одни этикетные правила и ценности уступают место новым, не всегда позитивным.

С чего же надо начинать? С идей этикетности — лада, согласия, конструктивности, любви и единения. Нет этих идей в мотивах поступков взрослых и детей, нет и настоящего успеха в любых их достижениях, нет настоящих человеческих отношений. Разлад, агрессивность, раздражительность, невежливость, нетерпимость к другим выходят сегодня из моды. Каждый хочет быть замеченным, услышанным, позитивно оцененным, другими словами, включённым в согласный (этикетный) диалог, ибо всё в жизни — диалог.


Автор: Bill4iam