Этика в Интернете

Морфеус — герой культовой кинотрилогии Л. и Э. Вачовски — однажды сказал Нео, что тот крепко увяз в матрице. Сегодня без капельки сомнения можно утверждать: в матрице увязли мы все. Потому что кроме обычной жизни ведем еще одну – виртуальную. Интернет имеет важнейшее значение в жизни современного человека. Что такое Глобальная паутина, знает любой: от детсадовца до пенсионера. Более того – умеет к ней подключаться, легко находит необходимую информацию, скачивает музыку, смотрит видео, играет онлайн. То есть ведет себя как опытный пользователь.

Но Интернет – это не только игры, чтение новостей или прослушивание музыки. Это в первую очередь общение. И неважно, что человек, с которым вы говорите или переписываетесь, находится за тысячи километров от вас. При общении с ним вы должны придерживаться тех же норм поведения, что и в реальной жизни.

Одно из незыблемых правил интернет-общения полностью созвучно золотому правилу этики: веди себя с собеседником так, как тебе хотелось бы, чтобы он вел себя с тобой. Это касается абсолютно любых ситуаций. Уважительное отношение к другим пользователям Сети необходимо даже тогда, когда вы общаетесь на форумах, в чатах, соцсетях или заходите в онлайн-игру под выдуманным никнеймом. И уж тем более – если вы учитесь, ищете в Интернете работу или, напротив, предлагаете ее кому-нибудь.

Конечно, «переборщить» очень просто, ведь в Сети все мы «как бы» анонимны, а значит, и безнаказанны. И если нам не нравится поведение собеседника, очень хочется отплатить ему той же звонкой монетой. Но прежде чем что-либо сказать или написать сгоряча, вспомните дельный совет психологов: досчитайте до 30. Тем более что в онлайн-общении время на это есть и никто не воспримет вашу паузу как затяжную. Еще один беспроигрышный способ самоконтроля в Сети – представить, что собеседник находится на расстоянии вытянутой руки. Если вы готовы повторить ему в лицо то, что хотите написать, — действуйте. Если понимаете, что за ваши слова можно получить ответную грубость или даже хорошего тумака, — подыскивайте другие, менее эмоциональные выражения.

Отдельный вопрос – этика ведения сайта или блога. Любой владелец личной странички в Сети отвечает за информацию, которую размещает на своем ресурсе. Существует категория контента, которая нарушает не только этические нормы, но и законы. Например, материалы, призывающие к насилию или разжигающие вражду между представителями разных религий. Считается крайне неэтичным и простое копирование текстов, «подсмотренных» на других сайтах. Если вам понравилась статья и вы хотели бы опубликовать ее на своей площадке, делайте это со ссылкой на источник. И желательно – активной, ведущей на сайт. В этом случае ваши гости не смогут обвинить вас в воровстве, а поисковые системы – отправить в бан за размещение неуникальных материалов.

Нарушением сетевой этики можно назвать и рассылку спама – неважно, делает это пользователь от своего имени или заказывает услугу исполнителю. Особенно чревато заниматься спамом в социальных сетях – например, в группах или на личных страничках пользователей. Такие сообщения очень легко вычислить, а еще проще избавиться от самого спаммера – достаточно внести его в черный список.

Условно нарушают интернет-этику и авторы блогов, решающие заработать на своих ресурсах размещением рекламных постов. Это верный способ оттолкнуть от своей странички старых друзей и не завести новых. Представьте, что к вам домой заглянул закадычный друг, с которым вы не виделись сто лет. Он соскучился, хочет поговорить по душам, попить с вами чайку на кухне… а вы вместо задушевных разговоров и чая предлагаете ему купить металлопрокат или крем для загара. Если вам все-таки необходим дополнительный заработок, предупредите ваших виртуальных друзей или подписчиков, что в блоге (на сайте) время от времени будут появляться рекламные посты. А сами материалы на коммерческой основе выделяйте среди прочих особым значком.

И, конечно, верхом неуважения к пользователю можно считать передачу его контактных данных «на сторону». Поделиться с кем-либо электронным адресом, номером ICQ, Скайпа или другой личной информацией допустимо только с согласия человека, которому принадлежит эта информация. В таком случае вы выступаете в роли посредника в знакомстве двух сторон. Любая другая передача личных данных, особенно их продажа, находится далеко за пределами интернет-этики.


Автор: Bill4iam