День защиты прав потребителей

Эта дата значима для каждого из нас. Даже для тех, кому никогда не приходилось отстаивать свои покупательские права и возвращать продавцам испорченный или бракованный товар. Мы живем в обществе, где покупается и продается практически всё: от продуктов до услуг. И, конечно же, хотим, чтобы приобретенные нами товары или услуги соответствовали понятию «качество». День защиты прав потребителей – повод лишний раз вспомнить о своих правах или наконец-то узнать о них.

Поводом для появления этого праздника в календаре мировых дат и событий стал доклад Джона Кеннеди на Конгрессе 1961 года. Американский президент сравнил потребителей с реальной силой, которая способна влиять на рыночные процессы ничуть не меньше других экономических факторов. Вместе с тем, Кеннеди отметил, что эта сила пока не осознала собственных возможностей, а ее голос достаточно слаб, чтобы быть услышанным, и ситуацию стоит менять.

В той же речи докладчик определил четыре базовых права каждого потребителя: на безопасность, на достоверную информацию о приобретаемом товаре, право выбирать и право быть услышанным. В дальнейшем этот «кодекс» расширился: к нему добавились более частные права: на здоровую экологическую обстановку, на потребительское образование, на возмещение причиненного ущерба и на то, чтобы удовлетворялись базовые потребности покупателей. Сама праздничная дата — 15 марта — закрепилась в календаре только в 1983 году. В нашу страну она пришла еще позже: в 1992-м, когда в России появился Закон о защите прав потребителей.

В настоящее время права потребителей отстаивают Союз потребителей России и его многочисленные подразделения. Свой комитет или отдел по защите потребительских прав сегодня работает практически в каждом городе, даже небольшом. И работает весьма эффективно: за годы существования закона и праздника суды рассмотрели миллионы обращений покупателей, обманутых продавцами и производителями, и в подавляющем большинстве принимали сторону покупателей. Более того, многие потенциальные ответчики,
узнав, что человек обращается в суд, предпочитают уладить конфликт «на берегу» и идут на уступки.

Позитивные изменения отмечают и сами граждане. В начале 90-х отстаивать свои права и тем более искать правды в суде решалось абсолютное меньшинство. Сегодня все больше россиян знают о таком документе, как претензия к продавцу, умеют правильно его составлять и вручать. Ведь чем грамотнее составлена претензия, тем чаще продавец и производитель отказываются от продолжения препирательств и признают, что истина на стороне покупателя.

День защиты прав потребителей – это день информирования, причем в самом широком смысле слова. К этой дате выходят газетные публикации, тематические программы в электронных СМИ, а работники отделов на местах проводят «горячие» телефонные линии, становятся гостями теле- и радиоэфиров.


Автор: Bill4iam